Печать
Категория: Интервью

Не уподобляясь глядящейся в зеркало обезьяне

Беседа с председателем президиума Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» А.Г. Елфимовым

Слово – начало всех дел, слово – основа культуры, без слова не возникнет и не запишется история. Ключевые слова, определяющие деятельность Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» – содействие, сотрудничество, соучастие, соработничество. Одним словом, синергия (συνεργία), если по-гречески.

Да, невозможно отыскать на карте Сибири и Дальнего Востока город, никак не связанный с деятельностью фонда «Возрождение Тобольска», а его единомышленники, соработники – своеобразный экстракт, сгусток российской интеллектуальной элиты, в орбиту которой втягиваются лучшие культурные силы страны, охватывая территорию равную самой России.

 

Прежде всего, благодаря этим людям все без исключения издательские проекты фонда стали заметным, ярким явлением в культурной жизни страны. Как, бесспорно, станет им и уникальный комплект, состоящий из календаря на 2016–2017 гг., где в полном цвете воспроизводятся ценнейшие карты Омского Прииртышья и планы Омска, а также книги, в которой собраны исторические очерки о них и о многих других картографических источниках, связанных с историей Омской области и её столицы.

Сегодня мы беседуем с куратором этого проекта, председателем президиума Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Григорьевичем Елфимовым.

 

– Аркадий Григорьевич, к исторической картографии фонд обращается не в первый раз, но чем всё-таки продиктовано ваше внимание именно к Омскому Прииртышью?

Во-первых, приближается 300-летие Омска и нами было принято решение внести свою лепту в празднование столь знаменательного события. Причём, речь идет о четырёх издательских проектах: помимо выходящего на днях комплекта (календарь с картами и прилагаемое к нему исследование) – это книга альманаха «Тобольск и вся Сибирь», посвящённая юбилею Омска, а так же поэтическая антология «Поэзия Белой столицы» и альбом «Любинский проспект», над которыми мы работаем совместно с омским региональным общественным фондом «Духовное наследие», возглавляемого первым и многолетним губернатором Омской области Леонидом Константиновичем Полежаевым.

– А с чего началась история именно календаря (называю так этот уникальный печатный комплект для краткости)? 

Можно было бы сказать, что сама идея его создания появилась совершенно случайно, если не помнить слова Анатоля Франса: «Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем». Так что ничего случайного в этом мире не бывает. 

А началась эта история со звонка незнакомого мне на тот момент чиновника, назвавшегося первым заместителем Губернатора Омской области Синюгиным Вячеславом Юрьевичем, которого интересовали карты С.У. Ремезова, издававшиеся фондом «Возрождение Тобольска». Случилось это более двух лет назад. Причём Вячеслав Юрьевич говорил со мной как человек хорошо осведомлённый о судьбе великого картографа и летописца.

Не скрою, руководители такого ранга звонят мне не часто, тем более, обнаруживая глубокие познания в истории. Во всяком случае, до Синюгина я общался только с одним таким чиновником – Губернатором ХМАО А.В. Филиппенко. Кстати, именно Александр Васильевич помог фонду издать «Сибирскую летопись» С.У. Ремезова, о чём один из сибирских историков сказал: «Возвращение трудов Семена Ремезова для учёных равносильно открытию в русской литературе “Слова о полку Игореве”».

И снова мне приходится говорить о Его Величестве Случае, вспоминая слова другого классика – Александра Блока: «Нас всех подстерегает случай…». Дело в том, что звонок Вячеслава Юрьевича застал меня в Тюмени, перед посадкой на поезд до Омска, поэтому мы сразу договорились о встрече в его кабинете.

В Омске я сразу направился к нему вместе с известным омским предпринимателем В.В. Титарёвым и Вячеслав Юрьевич почти с порога предложил мне издать календарь с картами Сибири, дескать, это будет хороший подарок к Новому году, а между тем, до 31 декабря оставалось… три месяца.

Естественно, мне пришлось отказаться, сказав, что фонд не занимается коммерческой издательской деятельностью и, тем более, халтурой, так как этот срок для такого рода проектов – не реален. Но тут же предложил к 300-летию Омска, до которого оставалось два года, издать дорогой календарь, дополнив его научным исследованием по истории картографии Омского Прииртышья. На том, образно говоря, мы и ударили по рукам, привык, знаете ли, верить на слово, как в своё время верили друг другу русские купцы, совершая сделки друг с другом…

Сразу скажу, что моё предложение спонтанным не было, поскольку у фонда уже был опыт создания календаря «Воображаемая Сибирь», состоящего из редких карт из коллекции А.М. Булатова. Финансировало этот проект ООО «Газпром трансгаз Сургут», генеральным директора которого является многолетний попечитель нашего фонда Игорь Алексеевич Иванов. 

Тот календарь, по признанию специалистов-картографов, стал своего рода научным прорывом, да и сами карты, сделанные несколько столетий назад, были и остаются непревзойдёнными произведениями искусства. Когда сам календарь «отслужил свой срок», многие его владельцы оформили листы в дорогие рамы с паспарту, украсив стены своих офисов и домашних кабинетов.

– Иными словами, в успешном исполнении нового проекта сомневаться не приходилось…

Конечно, и гарантией такой уверенности (кстати, в любом нашем проекте) были обширные творческие, годами наработанные связи фонда с ведущими специалистами во всех областях исторической науки.

К составлению нового календаря, который языком старинных карт должен был рассказать о славной истории Омска, я пригласил, наверное, лучших сибирских учёных-картографов – Вадима Борисовича Бородаева и Аркадия Васильевича Контева из Барнаула, а научным редактором издания выступил заведующий отделом картографии Государственного исторического музея Владимир Эрикович Булатов.

По мере работы над изданием стало ясно, что воспроизводимые на его страницах карты и планы требуют объёмных пояснений об истории создания и содержании чертежей. Так пришло решение параллельно с календарём выпустить отдельную брошюру с комментариями к публикуемым картам. Текст этих комментариев постепенно рос, бусины очерков нанизывались на хронологическую нить повествования, и к концу работы над календарём выяснилось, что вместо брошюры получилась полноценная книга об Омске и Омском Прииртышье XVII – начала XIX века. А в процессе работы над книгой мной было принято решение подключить к этому процессу и омских историков, в результате чего история Омска в картах, планах и чертежах была «продлена» ещё на столетие…

Пришедшие в архивы и библиотеки технологии XXI века позволили составителям в процессе работы над календарём собрать и подготовить к печати изображения старинных чертежей в том их подлинном виде, в каком они сохранились до наших дней. Для большинства рукописных карт и планов издание в календаре стало первой публикацией в цвете. 

Но не скажу, что никаких проблем не возникало…

– И в чём они заключались?

Понимаете, учёные люди – народ творческий, сиречь своеобразный. Свою работу Бородаев и Контев начинали, что называется, с чистого листа, то есть с архивных исследований, на этом пути их ждали научные открытия, которые таковыми становятся после многочисленных сверок, дополнительных поисков, а два года только кажутся большим временным отрезком… Ребята, скажем так, настолько увлеклись, что перестали считаться со сроками сдачи материалов, не говоря уже о том, что постоянно вносили правку в уже готовые тексты. Отсюда и конфликты с главным редактором издания Юрием Перминовым, художником Иваном Лукьяновым (не вдаваясь в подробности, скажу, что редактирование и художественное оформление подобного рода изданий относится к самой высокой категории сложности). Дело дошло до того, что составители решили отказаться от продолжения работы почти на финишной прямой, дескать, некоторые факты еще требуют уточнений, а их пригласили уже в другой проект, якобы более срочный. Пришлось проводить долгую разъяснительную беседу, компромисс был найден, работа по макетированию прошла более спокойно…

Но это всё – рабочие моменты, главное – комплект создан в нужные сроки, Вадим Бородаем и Аркадий Контев совершили настоящий творческий, научный подвиг, а по признанию Владимира Эриковича Булатова, авторитетнейшего специалиста в научных российских и зарубежных кругах, работа сибиряков – это практически готовая докторская или кандидатская диссертация. Ну и, конечно, стоит отметить и самого научного редактора…

Хотя гамлетовский вопрос «быть или не быть?» стоял, честно говоря, остро уже и после завершения предпечатной подготовки издания…

– Попробую угадать почему – это связано с финансированием?

Да тут и угадывать нечего, и здесь две, по моим наблюдениям, причины – экономическая и политическая. Да, я был наслышан о непростой экономической ситуации в Омской области, как, впрочем, почти везде, а тут еще и выборы Губернатора «вмешались», после которых подтвердились слухи об уходе со своего поста Синюгина. Правда, Вячеслав Юрьевич оказался человеком слова, продолжив решать вопросы по реализации проекта. Наверное, сейчас не стоит вдаваться в подробности, отмечу ещё и неоценимую помощь Л. К. Полежаева, переговорившего с действующим губернатором В.И. Назаровым (кстати, именно вступительным словом Виктора Ивановича открывается календарь). 

В результате – финансование издание взяло на себя ОАО «Омский аэропорт», тем самым подав другим омским предприятиям пример деятельного участия в подготовке к достойной встрече столь значительного события. В связи с этим вспоминается мне подготовка к празднованию 400-летия Тобольска, когда ваш покорный слуга был, если по-нынешнему, мэром города. Свою должность я занял за год до юбилея, и подготовку к нему начал со знакомства с музейными архивами столетней давности, где были сведения о том, как тоболяки готовились к 300-летию города. Так вот, архивы помнят всё и всех, имя каждого купца, промышленника, ремесленника, горожанина, внесших свою лепту в это событие кто рублём, кто кирпичом, кто ещё чем… Таким образом, к примеру, методом народной стройки к 300-летию Тобольска был построен Художественный музей.

Уверен, будущие поколения, изучая архивы, связанные с днём сегодняшним, найдут и уже никогда не забудут имена омских предпринимателей, руководителей предприятий, внёсших свой вклад и в празднование 300-летия Омска.

– Аркадий Григорьевич, в нашей беседе прозвучали имена Леонида Константиновича Полежаева и Виктора Владимировича Титарёва. С первым вас связывает уже довольно плодотворная совместная работа, результаты которой мы все видим. Это и книга о Таре, и пятитомник «Сибиряки и Победа» и другие произведения книжного искусства, о которых здесь идёт речь… А что вас, кроме личного знакомства, связывает с Виктором Владимировичем?

На своём пути поиска истоков русского характера в Сибири некоторое время назад я встретил людей, двигавшихся несколько в ином направлении. Тем не менее, эти несколько человек, объединившись под незамысловатым названием «Группа Омск», пытались определить ориентиры общественного развития своего города, понимая, что никакое развитие экономики само по себе ничего не выправит, поскольку без бережливого, собирательного отношения к отечественной истории, культуре, без подвижнического просветительского труда и великого духовного поиска любое государство обречено на исчезновение, и в небытие уйдут все – вне зависимости от личного материального благосостояния. И вполне естественно, что мы нашли множество точек соприкосновения. Одним из этих людей был Виктор Владимирович Титарёв. Так получилось, что он и его единомышленники параллельно с фондом «Возрождение Тобольска» вынашивали идею издания книги произведение «короля сибирских писателей» Антона Сорокина. И такая книга фондом, при поддержке Титарёва и нескольких других омских предпринимателей была издана. Но на этом наше дружеское, творческое общение не закончилось, и надо отметить, Виктор Владимирович немало помог нам с реализацией и других издательских проектов, в частности, с теми, о которых мы с вами беседуем.

Не устаю восхищаться Леонидом Константиновичем Полежаевым – его умом, образованностью, широчайшим кругозором, его поистине государственным мышлением, и благодарен судьбе (или случаю!) за то, что она свела меня с ним, объединила усилия двух фондов – «Возрождение Тобольска» и «Духовное наследие» – общей интенцией которых является бережение культурно-исторической суммы, вне которой не мыслимо существование государства. Слишком обще? Сейчас будем уточнять. Как сказал один мой знакомый искусствовед, «атака на страну начинается с массовой культуры». Ему можно доверять, ибо его нервы постоянно выжигаются в битвах с «концептуальным искусством», которое навязывается повсеместно. Сначала – развлекательное чтиво с подлым подтекстом на всех прилавках, а уж после – матерщина на подмостках Большого театра. Нашу культурно-историческую сумму уничтожали десятилетиями, мудрено ли, что национальная самоидентификация подрублена. Это, кстати, принуждает меня к безусловной жесткости оценок везде, где я замечаю сознательное покушение на отечественную культуру…

– Подчас покушаются даже из благих намерений, как это ни странно звучит…

Благими намерениями известно куда вымощена дорога. Кстати, любое событие можно юбилеем и задушить, когда начинают заниматься самовосхвалением, бахвальством, издают «к дате» печатные домовины, где, к примеру, на букву «Е» идёт справка о Ермаке, а следом куда более пространная – о нынешнем градоначальнике Ермолкине, и т.п. Хватит уподобляться глядящейся в зеркало обезьяне, беспрестанно собой восторгающейся. У нашего фонда совершенно другой подход, в том числе и в издательской деятельности…

– Кстати, Аркадий Григорьевич, в начале нашей беседы вы упомянули и несколько других издательских проектов, посвящённых 300-летию Омска. Не могли бы вы поделиться более развёрнутой информацией?

Книга «Омск – 300» выйдет в издательской серии «Тобольск и вся Сибирь», и собранные к настоящему времени ведущими историками, культурологами, искусствоведами, музейными работниками Омска материалы, свидетельствуют о том, что новое издание об истории города, в котором его жители растят детей, любят, трудятся на предприятиях, занимаются бизнесом, и только поэтому обязаны ему многим, станет общественно значимым событием и в юбилейный год, и в исторической перспективе.

Составители этой книги проделали колоссальный объём работы в поисках доселе неизвестных страниц омской истории, возвратив ей многие выдающиеся имена, вернув память о ключевых, но в силу ряда причин «затерявшихся во времени» событий. Богатейший иллюстративный материал, тонко и со вкусом подобранный, пожалуй, впервые позволит чуть ли не «вживую» оказаться в глубинах истории, ощутить животворное дыхание времени, которое от нас никуда не ушло, хотя и осталось в прошлом.

Говорю «новое издание», потому что одним из первых томов альманаха «Тобольск и вся Сибирь» была книга именно об Омске, а в прошлом году мы, совместно с фондом «Духовное наследие» выпустили книгу о Таре, к 420-летию этого старинного сибирского города, самого первого русского поселения на территории современной Омской области.

Вообще, должен признаться, что с первых дней моего знакомства с Омском, меня не перестаёт по-хорошему удивлять культурный, научный, художественный потенциал города, а это, прежде всего, – его люди. 

Другое издание – поэтическая антология «Поэзия Белой столицы». Долгие годы в силу известных причин культура и литература этого времени были представлены однобоко и неполно. По архивным источникам, журналам, газетам, альманахам периода, когда Омск был Столицей Государства Российского (Белой России) собраны воедино и будут возвращены городу имена поэтов, вычеркнутых почти на столетие из нашей истории. Изданием этой книги мы, совместно с фондом «Духовное наследие», возвратим несомненные ценности литературного Омска тех лет, воссоединим хотя бы одну из множества нитей, разорванной некогда истории нашего Отечества. Тем более что история Омска и Сибири периода Гражданской войны недостоверна, не дописана и лишена, как справедливо считает Леонид Константинович Полежаев, государственной ответственности. 

И, наконец, книга-альбом «Любинский проспект». Её авторы и создатели попытались раскрыть тайны этой градостроительной, исторической «жемчужины» Омска, наверное, впервые воедино собрав его историю – от рождения до наших дней: в историческом очерке, научном исследовании, искусствоведческом анализе, в редких и современных фотографиях, в живописи. В книгу будут вклеены подлинные авторские гравюры Любинского проспекта, специально для этого заказанные маститому омскому художнику Андрею Николаевичу Машанову, известному не только в России.

Трудно сказать, какой предстанет после реставрации главная улица города, некогда имевшего право подъёма национального флага наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Тифлисом и Варшавой, а вот эта книга останется уже на века, а вместе с ней и тот Любинский проспект, который так дорог сердцу каждого омича. 

– Спасибо за беседу.

 

Беседу вёл Ю. Петров.