Печать
Категория: Интервью

 

Дорогие друзья!

24 января 2016 года исполняется 80 лет выдающемуся художнику Александру Сергеевичу Бакулевскому.

 

Имеем честь пригласить Вас на открытие 
выставки графических работ художника Александра Сергеевича Бакулевского,

которое состоится 29 января 2016 г. в 16:00 в ТК "Ермак", пав. "Вольница".

На выставке будут представлены гравюры, иллюстрации к произведениям русской литературы и экслибрисы.

Прилагаем Вам текст "Влюбленный в Сибирь" - беседу с А.Г. Елфимовым о творчестве художника А.С.Бакулевского.

 

 

 

"Влюблённый в Сибирь"

Беседа с А.Г. Елфимовым накануне 80-летия художника А.С. Бакулевского.

 

Заслуженный художник России Александр Бакулевский посвятил почти 50 лет искусству ксилографии и стал одним из авторитетнейших мастеров в этом деле. Его работы экспонировались как в России, так и за рубежом: в Италии, Германии, Франции, Австрии... Его гравюры находятся в собраниях Третьяковской галереи, московского музея Пушкина, в Музее мировой графики Альбертина в Вене и многих других музеях.

Все знают тривиум: художник – соавтор книги. А теперь вдумайтесь: Александр Сергеевич Бакулевский – как непревзойдённый иллюстратор – был соавтором всех повестей Пушкина. Именно так – непревзойдённый, с того дня, как защитил на «отлично» во Всероссийской Академии Художеств дипломную работу «Оформление и иллюстрации к книге А.С. Пушкина “Барышня-крестьянка”». Здесь мы не говорим о том, что Бакулевский превзошёл своих предшественников – Шмаринова, Добужинского, Милашевского, нет, Александр Сергеевич, скорее, стал с ними вровень, поразив академиков цельностью своего стиля, классической ясностью. 

Помнится, пару лет назад читал статью о современном иллюстраторе, и её автор, дабы подчеркнуть художественную смелость своего героя патетически воскликнул, обращаясь к другим художникам: «Но слабо ли вам, пардон, после, скажем, Лелуара, отдартаньянить Дюма – “Три мушкетёра”?»

Никак не собираясь комментировать сию апофегму, замечу, что до Бакулевского произведения Пушкина иллюстрировали Репин и Врубель, Кустодиев и Фаворский…

24 января 2016 года выдающемуся мастеру исполняется 80 лет и сейчас трудно сказать, как будет отмечен этот юбилей не только в родной для художника Марий Эл, но и в России в целом, пришлёт ли президент поздравительную телеграмму, как случилось это пять лет назад, пройдёт по какому-либо из телеканалов передача о Бакулевском, но уже известно: общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» готовит к открытию, наверное, самую значительную выставку работ Александра Сергеевича Бакулевского.

Об этом и многом другом, связанном с творчеством замечательного художника, его сотрудничеством и дружбой с фондом «Возрождение Тобольска», наша сегодняшняя беседа с основателем и руководителем этой благотворительной организации Аркадием Григорьевичем Елфимовым.

 

– Аркадий Григорьевич, вам удивительным образом удается собирать, образно говоря, под знаменем фонда талантливейших творцов современности, но и даже в их ряду Александр Сергеевич Бакулевский – личность заметнейшая… Как состоялось ваше с ним знакомство? 

Во-первых, ничего удивительного в этом не нахожу. Четырёхвековая легендарная эпоха освоения Сибири – наша величайшая общенациональная духовная ценность. И когда мы в начале своей деятельности заявили, что память об освоении и преображении Сибири должна стать духовным импульсом, примером для новых преобразователей и защитников сибирской земли, к нам и потянулись – со всех концов страны! – люди, ясно это понимающие. Понятно, что и с нашей стороны шёл поиск таких людей, лучших представителей творческой интеллигенции России, поскольку, реализовывая проекты, способные вместить в себя всё самое лучшее, яркое и ценное из богатейшего духовно-культурного наследия Сибири, мы не могли опираться только на собственные силы. 

Существует теория шести рукопожатий, согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей). Да, граждан России, ответственно и добросовестно служащих своей Родине на социально значимых поприщах, немало, но всё-таки и не так много, чтобы им было трудно узнавать о существовании друг друга, так что наше знакомство с теми, с кем ещё несколько лет назад мы не были знакомы, а сегодня они – наши деятельные соратники, состоялось даже через одно-два рукопожатия…

– И с Александром Сергеевичем?

Конечно. Не считаю себя коллекционером экслибрисов, поначалу моя коллекция складывалась стихийно, а вот когда уже сам начал заниматься издательской деятельностью, тогда и пришло понимание того, что мир следует расширять и в сторону художественной жизни. Коллекция стала пополняться более целенаправленно, правда, заказывая художнику книжный знак, коллекционер задаёт тему, утверждает эскизы, а у меня нет времени этим заниматься: я предлагаю мастерам творить свободно, черпая информацию обо мне и фонде в Интернете. Другое дело, что мастеров нужно ещё найти. Так вот, когда я решил издать небольшой каталог, дополнив свою коллекцию новыми книжными знаками, то моя хорошая знакомая, искусствовед Тамара Леонидовна Леонидова, работавшая зав. отделом графики в Тюменском музее изобразительных искусств, затем в Музее современного искусства «Восток» в Уфе, а с 2008 года заместителем по научной работе музея изобразительных искусств в Ирбите (Свердловская область), познакомила меня с работами нескольких крупных художников-графиков. И среди них был Александр Сергеевич Бакулевский. 

– Через одно рукопожатие…

Да, через одно, правда, хотя мы и знакомы вот уже почти десять лет, но так с ним никогда и не виделись, только созванивались, переписывались. Возможность личной встречи была в 2010 году, когда фонд организовал в Тобольске, в ТК «Ермак», выставку Александра Сергеевича, но он сказал, что в последнее время по состоянию здоровья никуда не выезжает, зачем, дескать, вам проблемы, если с ним что-то случится… Конечно, сожалею об этом, но главное, что Господь по сей день даёт ему сил и энергии, чтобы продолжать заниматься творчеством. Надеюсь, так будет и дальше. 

– Первым большим результатом вашего сотрудничества, насколько мне известно, стала книга Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни», вышедшая в серии «Библиотека альманаха “Тобольск и вся Сибирь”»…

Совершенно верно, причем Бакулевский, как иллюстратор, впервые обратился к творчеству классика русской литературы, к нашему великому горю недавно ушедшему из жизни. Именно Бакулевский, уже зная, что фонд и ваш покорный слуга давние друзья с Валентином Григорьевичем, которому в скором времени должно было исполниться 75 лет, предложил сделать – в качестве подарка! – иллюстрации к бессмертной повести Распутина, с тем чтобы мы её издали. Конечно, я согласился, хотя подарок «не принял», не настолько обеспечены многие нынешние художники, чтобы работать бесплатно, да и принципиальная позиция фонда такова, что каждый наш автор получает гонорар за исполненную работу. Но сам порыв Бакулевского был для меня своего рода знаком, что книга должна получиться, и она, действительно, получилась – замечательной. К примеру, слова Валентина Курбатова о том, что распутинская повесть в строгих иллюстрациях Александра Бакулевского прочтётся совсем иначе, по сути, нашли своё воплощение в итогах регионального конкурса «Книга года – 2011»: лауреатом в номинации «Художник года» стал Александр Сергеевич Бакулевский, именно за иллюстрации к книге Валентина Распутина «Живи и помни». Отметил неповторимый авторский стиль Бакулевского и профессор Владимир Николаевич Алексеев, большой специалист не только по древнерусской, но и современной книге, чьим мнением я очень дорожу. Да и многие другие люди говорили мне, что Бакулевскому, как никому из художников, удалось прочувствовать глубину раскрытия классиком души русского человека, его понимания чести и долга перед Родиной. Валентин Григорьевич считал, что подлинная поэзия человеческих страданий требует простоты, естественности, реализма, и здесь он нашёл абсолютное понимание у художника, хотя вот эти простота и естественность, как раз, и есть – самое сложное в творчестве…

– Книга «Живи и помни» вышла в 2011 году, но ещё раньше, 1 марта 2010 года, фонд «Возрождение Тобольска» открыл в ТЦ «Ермак» выставку Александра Бакулевского, его знаменитую «Пушкиниану»…

Её куратором была упомянутая мной Тамара Леонидова, а всего мастер представил более 50 своих работ – иллюстрации к повестям А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», «Выстрел»», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик». В эти же дни Александр Сергеевич с восторгом принял моё предложение проиллюстрировать миниатюрное издание «Конька-Горбунка», правда, большого участия фонда в этом издании не было, поскольку Бакулевский сам договорился с марийским издательством, отпечатать сказку со своими иллюстрациями небольшим тиражом. Но эта миниатюрная книга, бесспорно, стала серьёзным вкладом в тему иллюстрирования сказки «Конёк-Горбунок». В настоящее время, кстати, составляется, благодаря и потомкам Петра Павловича Ершова, её «всемирная» библиография. Пока трудно сказать, сколько туда войдёт сведений об изданиях сказки в разных странах на разных языках, но когда эта библиография будет составлена, тогда и станет понятен вклад фонда «Возрождение Тобольска», который пяти художникам поручал новое художественное «прочтение» «Конька-Горбунка». Может быть, я несколько самоуверен, но почему-то не сомневаюсь в том, что наши издания, работы художников, с которыми мы сотрудничали, не затеряются на фоне остальных шести или семи тысяч книг, издававшихся по всему свету. И, конечно, издание, которое иллюстрировал Бакулевский, займёт там своё достойное место. У Александра Сергеевича столь много мудрой улыбчивости, что выражение «сказка ложь, да в ней намек» воспринимается не как скучное назидание, а как реальный контекст нравственного урока: «Кто познает – тем Урок». Так что известная истина миссии сказки: ценить людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью – в добрых иллюстрациях Александра Бакулевского обрела образное воплощение. Мне вспоминаются его слова: «Я делаю сказку, а иллюстрации все равно остаются реалистическими! В сегодняшнем времени, когда искусство книги, в сущности, умерло, мне хочется хотя бы напомнить, что было такое искусство». 

– Аркадий Григорьевич, вы возделываете парк в окрестностях Тобольска, наверное, приходилось замечать, что сорняки иногда бывают похожи на полезные растения, около которых они вылезают и высасывают из земли все соки, заглушая своим паразитическим существованием жизнь полезной культуры. Вот так и жизнедеятельности «Homo sapiens». Например, нельзя не обратить внимание на то, как подчас похожи красивые слова иных разъевшихся «патриотов», на те слова, которые произнесены были в муках и любви патриотами истинными… 

Патриотизм же – это мировоззренческая система. В основе которой – преданность и верность, определяющие отношение человека к предмету своей любви. А раз отношение, то оно может проявиться лишь в делах, свидетельствующих о силе любви и привязанности. Лишь в практической жизни человека, а не в говорильне, в словах, которыми он оперирует устно ли, на бумаге ли… 

Да, можно было сказать, что мои знакомства с выдающимися деятелями культуры, в том числе и с Бакулевским, чаще всего произошли по воле случая, если не помнить слова Анатоля Франса: «Случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем». Так что ничего случайного в этом мире не бывает. Да, горько, что многие из них находятся в тени, в забвении, во всяком случае, им не уделяется столько внимания, сколько праздным бездарям, именуемым «звёздами», и недаром одной из самых мрачных примет нашего смутного времени стала сентенция: «Если карлики стали отбрасывать слишком длинные тени, значит, мы живём при закате». Не дай Бог, конечно. Но вспомним, что первые христиане когда-то сидели в тех катакомбах, из которых потом грянул Свет воскресения человеческого духа. С другой стороны – не приведи Бог, чтобы в наших нынешних катакомбах всё и погасло. 

Люди, с которыми мне посчастливилось познакомиться через проекты нашего фонда, через нашу деятельность, накопили колоссальный опыт за годы и годы своей жизни, это люди высочайшей культуры. Да, те «сорняки» в человеческом обличье, о которых вы сказали, лежали где-то на глубине, зарывшись в ил, год, два, три, пятнадцать лет, потом вдруг проснулись с высоким чувством своего ошеломительно сияющего патриотизма, и думают, что мир начался сегодня – с них, с их правоты. Но внутри них нет ничего, от силы пара прочитанных книжек какого-нибудь Акунина-Чхартишвили, и никаких собственных дел. А мне вспоминаются слова Бакулевского из переписки со мной: «Меня сделал Пушкин», на что я ему ответил: «Да, Александр Сергеевич, если читать и перечитывать Пушкина, как вы, тридцать три года, иллюстрируя его произведения, то человек просто не мог не сформироваться в столь высоко духовную личность. А был в вашей жизни не только Пушкин, но и многие и многие шедевры мировой и русской литературы, и я благодарен судьбе за то, что она свела меня с вами».

Возвращаясь же к тебе экслибриса, скажу, что в моей коллекции два десятка книжных знаков, сделанных Бакулевским, и каждый из них несёт новую идею, возникшую именно на основе накопленного художником культурного багажа. Это высочайший уровень!

Отметил бы ещё скромность Александра Сергеевича и его добрый, мягкий юмор по отношению к себе самому, что как раз и отличает истинно талантливых людей. Помню, попросил у Бакулевского его фотографию для одного из наших изданий, на что он откликнулся не без юмора: «Вспомнил я случай: стоим мы с дочерью (года 3 ей было) и рассматриваем стенд с фотографиями: “Их разыскивает милиция”. Дочь просмотрела фото и говорит: “Папа, а почему тебя здесь нет?”. – “Я испытываю некоторое смущение, когда оказываюсь в ряду с известными личностями”. Преодолеваю этот мой комплекс и посылаю обещанное фото».

– Процесс культурного обогащения – всегда взаимен, Александру Сергеевичу Бакулевскому, с его-то постоянной тягой к открытиям, к познаванию не только мира искусства, литературы, но и самой жизни, наверное, было чем увлечься, когда он открывал для себя Сибирь…

Не только увлечься, но и полюбить – саму Сибирь, её людей. Изучая же Сибирь, как по изданиям фонда, так и по другим (я отправил ему не одну посылку с книгами), он по-новому открыл для себя и выдающихся сынов Отечества, чьи имена и судьбы связаны с нашим великим краем – Менделеева, Алябьева, Сурикова, Ершова, Шукшина, Распутина… Вот цитата из его письма по этому поводу: «…я Вам очень благодарен, т.к. в посылках содержится материал о Сибири, который я ищу и читаю уже почти год. Теперь чтивом обеспечен надолго. Завтра иду к директору университетской библиотеки, вручу по одному экземпляру. Потом – в Республиканскую. Так что они попадут в хорошие руки. Я уже давно влюбился в Сибирь и болею ею и за неё…»

А Сибирь Бакулевского – это не только портреты выдающихся людей, но и Сибирь-кормилица, это одно большое восхищение Сибирью, рисунки проникнутые романтикой и верой в то, что в таких простых трудовых буднях и сокрыто истинное человеческое предназначение

«Болею ею и за неё…» Вот это и есть истинная любовь, благодаря которой художественное поле Сибири обогатилось работами Александра Сергеевича Бакулевского. Это не площадные вопли о безумной любви к России, Сибири, ни в чём не превосходящие по значимости наколку на груди уголовника «Не забуду мать родную», которые я часто слышу и уже ничего не жду от их «авторов», которые культурно и духовно недееспособны в любом возрасте. А вот 80-летие Александра Бакулевского – это яркий пример того, что истинное дарование ни старению, ни угасанию не подлежит.

– Спасибо за беседу.

 

Интервью вёл Ю. Петров.