1. Ершов П. П. – Конёк-Горбунок: русская сказка в трёх частях / П.П. Ершов; Автор проекта А.Г. Елфимов, руководитель проекта В.Л. Радзиевский, ил. А. Андреевой. – Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2014. – 120 с.: ил.

2. Ершов П. П. – Конёк-Горбунок: русская сказка в трёх частях / П.П. Ершов; Автор проекта А.Г. Елфимов, ил. Н. Домашенко. – Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2015. – 130 с.: ил.

3. Ершов П. П. – Конёк-Горбунок: русская сказка в трёх частях / П.П. Ершов; Автор проекта А.Г. Елфимов, ил. А. Комбаровой. – Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2015. – 120 с.: ил.

Когда-то давно, два века назад, русскому поэту Петру Павловичу Ершову, не знающему, что такое Интернет, удалось совершить невозможное – открыть портал-сокровищницу своего имени. С тех пор в виртуальную сокровищницу вложены были тысячи вполне материальных изданий с одним и тем же названием «Конёк-Горбунок».

К 200-летию великого русского сказочника Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» пополнил сокровищницу Ершова тремя драгоценными книгами, иллюстрированными современными русскими художниками-мастерами Анной Андреевой, Анной Комбаровой и Николаем Домашенко из Санкт-Петербурга.

 

Удивителен путь этой сказки длинною в два столетия! Простота и изящество текста, изобретательность сюжета, идеалы Добра – всё это как нельзя лучше укладывается в потребности русского человека, воспитанного на родной культуре. Сказка «Конёк-Горбунок» востребована людьми, независимо от того, кто и как правит страной, какова внешняя политика, независимо от того, какое время на дворе. Не менее интересна бессмертная сказка и для художников – она даёт богатейший материал для работы иллюстратора. Конечно, здесь требуется не просто художник, но мастер, ведь невзрачные иллюстрации легко могут испортить любое, самое прекрасное творение писателя. Аркадий Григорьевич Елфимов, автор проекта и издатель, очень тщательно относится к выбору художников – живописцев, графиков, виртуозов-иллюстраторов. 

Несколькими годами раньше Фондом был издан вариант сказки «Конёк-Горбунок», в котором текст обрёл новую тональность, новую жизнь, благодаря уникальному качеству полиграфии и богатейшему художественному оформлению. Автором иллюстраций, коих в книге многие десятки, стал известный художник Вадим Житников, замечательный книжный график, блестящий экслибрист, чьи работы хранятся в музеях России и многих стран мира.

Но «Конёк-Горбунок» неисчерпаем! Три новых издания отличаются абсолютно иным видением и сюжета, и героев сказки – и всё это благодаря особому дару художников, творческий почерк каждого из которых уникален и неповторим. Художники и издатели – люди волшебных профессий. Именно они делают книгу бессмертным творением.

Вот начинает сказка сказываться словами Петра Ершова и рисунками Анны Андреевой. На узористом поле страницы видим, как ... «Не на небе – на земле/ Жил старик в одном селе». Старик в вышитую кацавеечку одет, в подшитые валенки обут, на сучковатую палку опирается. Сам задумчивый. Рядом – котярка любопытный шею тянет, на солнышко заглядывается. А Солнце – весёлым скоморохом бубенцами звенит. Птичка малая ему вторит. Гусь шею вытянул – за котом наблюдает.

Так в параллельном мире художника рождается своя сказка – и похожа она на ершовскую, и непохожа. Вот дальше сказка сказывается, и мы видим караульщика – старшего брата, с вилами, с топором и задранным вверх от ложной гордости носом. Старик-отец поверил его выдумке, а вот курица с цыплятами – похоже, не поверила:бежит следом за врунишкой и квохчет: «Ох, врёшь, братец!» Даёт старик наставления среднему брату – в дозор идти, а тот бороду чешет, да себе на уме соседку держит, у которой можно ночь скоротать. И только Иванушка-дурак, выйдя в дозор – в чисто поле, видит ночью волшебную кобылицу с гривой золотой. Хороша – тонконога и стройна, и летуча. А затем появляется главный подарок для Ивана – Конёк-Горбунок, товарищ и друг, и волшебник. Хотя и горбат, и уши длинные, да всё равно красив, потому что душа у Конька – золотая! Но Иванушка рассказывает родственникам свою ночную выдумку – про дьявола усатого и рогатого. А кот-умник от смеха упал и катается на спине.

Книга тем и хороша, что в ней сказка в сказке, и ещё сказка в сказке, и ещё... И так – по сказочным узорам ступая, читаем книгу, словно волшебный кристалл: так повернёшь – одну картинку увидишь; эдак повернёшь – иное откроется.

Но есть же ещё и «Конёк-Горбунок» с иллюстрациями молодой художницы Анны Комбаровой. Эх, как хорош Иванушка, увиденный её глазами! И красавец, и молодец, и на дуде игрец – в красной рубашке, вышитой безрукавке, в сапожках с орнаментами. Молод, строен и умён! А золотогривая кобылица с колосьями, вплетёнными в гриву – просто королева! Конёк-Горбунок так похож на озорного мальчишку – из-под гривы синим глазом сигналит. Они с Иванушкой, словно братцы. А по сказке – так и есть, оба они – родные души.

Жар-птица Анны Комбаровой излучает свет так, что он выплёскивается к нам прямо со страницы! А красавице Царь-девице никак не удаётся скрыть коварный нрав – глазки опустила, а всё равно видно, что хитрость – её главное оружие.

Свою сказку рассказывает нам художник-мастер Николай Домашенко. Сначала знакомимся с крестьянским бытом – видим всю семью в деле. Старик-отец следит за работой сыновей. Старший брат лошадь за узду держит, средний на возу сидит – командует, а Иванушка-дурак мешки с пшеницей на горбу таскает. Из одной картинки сразу понятно, кто в семье кормилец и работник.

А вот братья обнаружили следы разора на посевах. Дальше – старший брат после ночёвки в сеннике обливает себя водой у колодца – надо же показать, как он старался в дозоре, промок до нитки под дождём. А собаки лают-выговаривают: «Врун! Врун!» Средний брат крадучись продвигается к воротам соседки. Вот старик-отец уговаривает Иванушку слезть с печи да идти в дозор. На лавке кот сидит, кадушки с водой стоят. Дрова под печкой лежат, а в печи – чугунок со щами. Уютно дома, а делать нечего – идти в ночной дозор придётся.

Честный дозорщик Иванушка видит в поле кобылицу: «Кобылица та была/ Вся, как зимний снег, бела,/ Грива в землю, золотая,/ В мелки кольца завитая». А вот мы снова видим ту же печку, на ней Иванушка рассказывает ночную небылицу. Старик в лаптях сидит на лавочке и озадаченно поглядывает на Ивана. Кот испуганно выглядывает из-за спины деда. Вот жадные братья уводят подаренных кобылицей коней на продажу, а Иванушка остаётся с другом Коньком-Горбунком.

Сколько бы ни рассматривал сказку Петра Павловича Ершова в иллюстрациях Анны Андреевой, Анны Комбаровой или Николая Домашенко, а всё не оторваться! Мир каждого художника – необъятен, своеобразен, у каждого – своя особая сказка. Каждая книга неповторима, как и сам человек!

Новые воплощения «Конька-Горбунка» от Общественно-благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска» – бесценный подарок и взрослому читателю, но всё-таки адресованы они самому благодарному читателю – детям. Можно представить себе сияющие глаза ребёнка, увидевшего вот такое чудо – не просто книгу, но произведение искусства. Серия книг к 200-летию П.П. Ершова – это эксклюзивные издания, выпущенные малым тиражом. Это нумерованные экземпляры с личной подписью издателя, которые украсят любую библиотеку и послужат прекрасным материалом для книжных праздников. На примерах великолепно изданных сказок ребёнок как нельзя лучше поймёт, что книга – это огромный труд большого числа людей – писателей, издателей, художников, редакторов, что книга – не только предмет для чтения, но и украшение дома. Именно такие издания – произведения искусства – способны показать (воочию!) ценность книги, поднять её роль в глазах детей и взрослых. Наилучший воспитательный эффект на всю жизнь окажет знакомство со сказкой, которая придёт к ребёнку в виде бесценной книги. А уж если удастся подержать её в руках, прижать к сердцу – этот случай останется в памяти навсегда.

Сейчас, кажется, книжные прилавки завалены литературой для детей. Но при ближайшем рассмотрении вся эта продукция оказывается подделкой под литературу. Многочисленные авторы – творцы примитивизированных (якобы адаптированных для детского восприятия) текстов плодят низкосортные книги, написанные малограмотным языком. Авторы, не знакомые с предметом (в данном случае – стихосложением), не владеющие языком художественной литературы, издают и несут детям мусорные сочинения собственного приготовления. И вся эта безвкусица в буквальном смысле обрушивает мозги не только детей, но и взрослых, которые начинают считать нормой картонные бессмысленные рифмовки или однотипные рассказки самодеятельных авторов.

Ни одной новой темы, ни одного нового образа не придумали современные подмастерья от литературы – занимаются они переделкой (абсолютно уродливой!) всё тех же образов классики. А между тем дети, даже самые маленькие, не нуждаются ни в каких «адаптированных текстах». Дети в возрасте двух лет внимательно и с интересом слушают стихи Пушкина, Есенина, Некрасова, Тютчева, Фета и, конечно, Петра Ершова. Дважды-трижды прочтённое взрослыми вслух стихотворение классика легко запоминается детьми. Но в отличие от мусорных произведений классические вещи позволяют решать многие задачи детского развития: пополняют словарный запас ребёнка, обогащают его фантазию, учат правильному построению предложений, развивают связную речь, слуховое внимание и память, выполняют фонематические функции. А главное, классика служит образцом художественного вкуса.

То, что происходит в детстве, на всю жизнь остаётся в памяти в виде поведенческого и оценочного кода. Человек становится человеком именно в детстве. Плохие книги, прочтённые в раннем возрасте, способны испортить жизнь любому, но вред плохой книги часто не осознаётся в последующих событиях. И это особенно опасно. Думаю, что в условиях абсолютного этического и эстетического релятивизма просто необходимо законодательно запретить издание книг для детей самодеятельным авторам, ибо вред от их «трудов» невозможно измерить и ничем не восполнить в будущем. Издание плохих книг для детей в тех масштабах, которые сейчас реализуются, становится социальным методом ликвидации мыслящего человека. Если так пойдёт и дальше, недолго ждать до полного и окончательного вырождения народа.

Эту карусель бессмыслия, «круг мёртвой литературы» нужно остановить, ибо дети в него вовлекаются незаметно, но последствия бега по этому мрачному кругу – катастрофичны. Вместо идеалов классической русской литературы человек оказывается начинён мусорными отбросами, что создаёт стойкий эффект «отключённого сознания». Что за жизнь ждёт вот такого «Франкенштейна»? Его ждёт та жизнь, которой мы и живём сегодня: мусор внутри, мусор снаружи.

И наоборот – нужно помогать развитию вот таких просветительских проектов, которые являются визитной карточкой Общественно-благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» – проектов, дающих новую жизнь классическим произведениям в современной, прекрасно изданной книге. Если хотите, деятельность Фонда, не только решает задачи просветительства, благотворительности в области культуры, но и задачи экологии человека, ибо, как известно, «разруха не в клозетах, а в головах». И эта разруха из забитых мусором голов легко перемещается в окружающее пространство. Обратите внимание на то, как изменилось лицо земли вокруг сёл и городов. Стоит только свернуть с какой-либо федеральной трассы, как тут же и упрёшься в гниющую свалку. А ведь ещё лет двадцать тому назад ничего подобного не было. Так что Фонд «Возрождение Тобольска», делая упор на классику и просветительство, то есть на приведение в порядок самого главного – сознания человека, ведёт глобальную экологическую работу, направленную на сохранение и возрождение культуры, что равносильно сохранению жизни будущих поколений.

Художница Анна Андреева завершает свою сказку свадебной сценой: молодые – Иванушка и юная царица – идут по венец, а верный друг Конёк-Горбунок подталкивает их к аналою. Анна Комбарова показывает нам трогательный момент – Иванушка и его юная спутница, смущаясь, держатся за руки. А Николай Домашенко отправляет глупого и сумасбродного царя, символизирующего всё Зло на земле, в кипящий котёл.

Добро побеждает, Зло наказано. А читатель, благодаря издателю, приобрёл бесценные книги, пришедшие к нам через века. И уж, коль скоро такие вещи происходят сейчас, когда правит бал безжалостный идол по имени Мамона, нам не пристало терять веру в лучшее, ведь хорошая книга – это Знак от Бога. И не просто знак, но и поддержка всем, кто вступил в Его воинство.