Двойная метафора: Аркадий Елфимов. Ангел Сибири. Павел Кривцов. Ангел вострубил. Альбом / Вст. статья:   Валентин Распутин. Возвращение Тобольска. Тобольск, 2009

      Патриоты своих губерний и благотворители отдельных регионов областей — существа не то чтобы часто встречающиеся в наше время, но численно умножающиеся. Еще больше оптимизма внушает тот факт, что происходят качественные улучшения. Здесь впереди оказалась Сибирь. Она, конечно, не просто губерния и не какой-нибудь один регион. Там, за Уралом, находится целый мир, Сибирская Россия.

 

     Существует Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Во главе стоит крупный общественный деятель, строитель, экономист, бывший мэр Тобольска и талантливый мастер фотографии Аркадий Григорьевич Елфимов. Само перечисление его занятий, профессий и способностей уже дает понятие о сибирском размахе. Он строил мосты и заводы, организовывал музеи и выставки, приводил в порядок финансы и притом умудрялся снимать тысячи фотографий весьма профессионального качества. Они выдают бесхитростную любовь к своему, сказать по правде, не слишком ласковому краю. Но его Сибирская Русь завораживает взор и поражает воображение. Панорамы могучих рек, необозримых лесистых равнин, запущенных или поновляемых храмов, сельских улиц и городских площадей и самых разных людей, этим местам преданных: рабочих и художников, безымянных детей — все это суть любимые сюжеты мастера Елфимова. Служители Божьи — главные персонажи фотосерий его соавтора, известного мастера фотографии Павла Кривцова.

     Под руководством фонда собраны материалы по архитектуре, этнографии, культуре не только Тобольского региона, но и самых успешных и развитых городов Сибири: Томска и Красноярска, Сургута и Тюмени. Фотографы, архивисты, краеведы, энтузиасты создали общими усилиями внушительную, масштабную (и притом лиричную) Сибириаду.

     Фонд «Возрождение Тобольска» уже успел издать десятки книг, альбомов, альманахов разного рода. Все они — и роскошные праздничные, и более скромные издания, например, солидный сборник в честь трехсотлетия учреждения Сибирской губернии — вероятно, самой обширной и разноликой губернии в мире, и альбомы фотографий с минимальными пояснениями — перелистываются с неослабным вниманием. Они сделаны с чувством и хорошим качеством. Возникает такое смутное ощущение, что в Сибири — какая-то «другая Россия».   

     Не примите это выражение за политический намек. Речь идет о ритме и обличий сибирской жизни. Первобытная мощь природы в фотографиях А. Елфимова, П. Кривцова и других мастеров фотоискусства отмечена то и дело достоверными признаками коренной традиционной Руси: избы и ворота, сани и колодцы, часовни и монастыри, улицы городов и далекие купола над крепостными стенами — это тот самый визуальный ряд, остатки которого в Москве уже совсем скрыты новой космополитической азиатчиной, задавлены виртуально-синтетическими громадами эпохи олигархического бума. В Ярославской губернии и тем более в вятских местах присутствие прадедовской Руси ощутимо сильнее, а в Сибири, если верить фотографиям наших мастеров (а как им не верить?), эта лесная, заснеженная, водами наполненная и накрытая необозримым небом природа пронизана старинными «инфраструктурами». Сосредоточенные, умиротворенные и несуетные персонажи в рясах, словно сошедшие с сибирских полотен Василия Сурикова, создают странное ощущение: может быть, там и время протекает иными путями, и ходить из XXI века в век XVII и обратно — это самое что ни на есть обыденное дело для «человека сибирского».

     Неужто и впрямь там старцы благословенны своими летами, а не несут проклятие старости своей, как в наших столицах? Неужто дети смотрят на мир чистыми доверчивыми глазами? И женщины не преданы гламурному обезьянству, и мужчины не злобствуют от униженности? Если верить фотографиям Елфимова и Кривцова, то Сибирь не больна теми язвами, которые измучили европейскую Россию. И не верить нельзя, ибо знающие наблюдатели не соврут. А верить все равно трудно, потому что чудеса нынче редки, а иллюзий богато.

     С людьми всегда возникают вопросы. А памятники художественного творчества в фотографиях не подвержены червоточине. Сибирские деревянные дома основательны и украшены не столько резьбой, сколько умело подобранными фактурами древесины, а каменная кладка не очень ровна, но надежна, и самый скромный профиль смотрится на мощной стене как драгоценное украшение.

Александр Якимович

«Собранiе», № 4, 2009