Благодаря широкой эрудиции и искусному владению научным инструментарием, которые отличают составителя альманаха Владимира Александровича Шулдякова, перед читателем открываются и новые сюжеты, и одновременно творчески перетолковываются старые темы. В альманахе представлена серия связанных между собой эссе, содержащих впечатляющий свод ключевых эпизодов истории казачества, блестящих экскурсов в славные и трагические страницы Сибирского казачьего войска.
Альманах состоит из четырнадцати разделов: «Напутственное», «Мой город», «Сибирский изборник», «Галерея», «Трибуна», «Судьбы. Характеры», «Ученый совет», «Святая Русь», «Малый эпос», «Как это было», «Единица хранения», «Письма. Мемуары», «Истории», «Заметное».
Первый раздел представляет собой обширное теоретическое размышление о феномене казачества, его корнях и особенностях формирования.
Второй раздел книги включает статьи историко-краеведческого характера, повествующие о сибирском казачестве Тобольска, Омска, Усть-Каменогорска.
В следующих разделах – «Сибирский изборник», «Галерея» - предлагается более фокусированный анализ культурно-исторического материала: литературная, культурная, художественная интерпретации значения сибирского казачества.
В разделах «Трибуна» и «Ученый совет» - рассматривается идеология, аксиология и приоритеты казачества вплоть до современного его бытования. Разделы полемично и остро-дискуссионно построены, что, несомненно, является достоинством альманаха.
Историческое исследование культуры сибирских казаков отражается в разделе «Судьбы. Характеры».
Основой казачьего мировоззрения, его жизненной философии было Православие. В разделе «Святая Русь» анализируется церковная жизнь на территории Сибирского казачьего войска. Вопросам храмостроительства посвящена статья «Храмы Сибирского казачьего войска» (С 289- 309), где описываются 159 культовых сооружений - часовен, храмов, монастырей, а также традиционные особенности казачьего самосознания в вопросах веры. Указаны даты основания храмов, особо чтимые иконы, судьба в послереволюционное время и положение на сегодняшний день.
Одним из направлений деятельности Русской Православной Церкви являлось учреждение приходских просветительско-благотворительных организаций. Благотворительная деятельность сестричеств и братств заключалась в помощи вдовам, сиротам, нищим прихожанам, слепым, калекам, тяжело больным. В статье «Крестный путь игуменьи Евпраксии» (с. 319-324) представлен очерк из жизни игуменьи (в миру А.В. Казиной) (1857-1921), созидание ею Архистратиго-Михайловского монастыря, оказавшего большую роль в деле благотворения «страждущим и призреваемым». Она выражалась в учреждении, за монастырский счёт, больниц для монахов, бедных и одиноких священно-церковнослужителей, православных воинов, для простых людей, а также церковных школ для обучения детей и взрослых.
Изучение истории сибирского казачества было бы неполным без характеристики его быта, традиций и культуры. Разделы «Малый эпос», «Как это было» представлены с полнотой и высокой степенью достоверности, раскрываются черты характера и мировоззрение, восприятие сибирским казачеством окружающего мира и оценка себя в нем.
В главах «Единица хранения», «Письма. Мемуары», «Истории» по-новому рисуются интеллектуальные генеалогии видных деятелей Сибирского казачьего войска.
Вынесенные В.А. Шулдяковым на рассмотрение читателей результаты многолетнего кропотливого и поистине подвижнического труда, безусловно являются крупным вкладом в отечественную историческую науку. Это стимулирующая книга, которая способна побудить к исследованиям, размышлениям и дебатам очень и очень многих.
Следует подчеркнуть способность составителя альманаха мыслить вне рамок устоявшихся взглядов, которая позволяет автору успешно ликвидировать лакуны научного знания.
Доктор исторических наук,
доцент, профессор кафедры истории и философии Н.В.Воробьева