Горький практический опыт последних десятилетий показывает, как хрупка историческая и культурная память, как быстро и искренне молодые поколения усваивают чужое и чуждое, и просто что придётся. Работая со студентами, я всё чаще слышу от них о «социалистическом соревновании крепостных крестьян», о «системе физических наказаний в советской школе»… И даже при том, что День Победы всё-таки остаётся общим праздником, слово «Танкоград», например, уже почти ничего не говорит молодому поколению земляков-челябинцев. Да и как говорить, если на месте цехов ЧТЗ вырастают павильоны продукции зарубежного автопрома… Это не трагично – это опасно для жизни, каждой отдельной и совокупной народной.

И подумалось тогда: держу в руках книгу…

     Давненько, честно говоря, этакое, трепетное в душе не возникало. Если припомнить, примерно тоже чувствовал, когда лет пять назад мне дозволили подержать в руках рукописные церковные книги XVII-XVIII века в библиотеке храма св. великомученицы Екатерины Александрийской в с. Сростки. Или, скажем, когда я удачно, ещё в далёком 1988 году, купил в книжном избранные стихотворения Алексея Прасолова, выпущенные в советском ещё тогда издательстве «Современник». Книга была бережно оформленна удивительно точными и выразительными работами художника-графика С. Косенкова другим художником-оформителем Д. Константиновым. Давненько это было…

Новое оригинальное издание общественного фонда «Возрождение Тобольска»

Кто из нас не читал сказку про Конька-Горбунка. Есть ли такие люди вообще? А в нашем городе? Думаю, что все-таки найдутся, но в количестве малом. Да и не о них сегодня речь пойдет. Про книгу говорить станем.

Со дня первого печатного воплощения сказки «Конек-Горбунок» (отрывок в журнале «Библиотека для чтения») минуло более 175 лет. И уж издавали ее, переиздавали за эти годы. И на языки заморские, и ближнесоседские переводили. И экранизировали, и анимизировали, и на подмости театральные Конька нашего просто за уши выволакивали. Был даже одноименный игровой автомат советского производства.

И вот передо мной очередное. Мет. все же новое издание. Новое и уникальное.

Книга под именем «Конек-Горбунок, или Тобольский сказочник Петр Ершов» выпущена в жизнь издательским отделом общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Проект приурочен к 175-летию вечной сказки - литературного памятника, главной, пожалуй, книги нашего города.

В далёком 1620 году только что возведённый в сан архиепископ Киприан выехал из Москвы к месту службы, в юный город Тобольск, который был выбран центром новообразованной сибирской епархии. С собой Киприан вёз полученные от патриарха Филарета архиерейский жезл и именной крест со святыми мощами. Крест и верхушка жезла были сделаны из серебра, украшены позолотой и чеканными надписями. А 1994 году Тобольск посетил патриарх Алексий II, получивший в дар от епархии необычный посох – трость из резной кости мамонта, увенчанную драгоценной рукоятью, которую изготовил местный ювелир Анатолий Литвинов.

Между этими двумя событиями помещается едва ли не вся история освоения Сибири - военные походы, пушной промысел, градостроительство, географические открытия и экспедиции на край света, ямская гоньба по длинным, как жизнь, трактам, становление торговли, ремёсел, развитие образования, науки, искусства, проникновение к подземным богатствам Севера…

На этом насыщенном событиями фоне сибирское ювелирное дело и совсем узкая тема – тобольское серебро предстают эпизодом, столь же малозаметным, как и крохотная точка, обозначающая город Тобольск на большой карте России. Но стоит вглядеться внимательнее, и будто на экране компьютера, масштаб карты начнёт стремительно меняться, точка превратится в неровный абрис, абрис развернётся схемой кварталов, рассыплется сетью улиц с номерами домов и названиями памятных мест. Придвинешься ещё ближе, и за городской топонимикой проступят человеческие образы, лица, судьбы.

  Эта книга удивительным образом заключает в себе множество пространств и голосов. Диалог между ними начинается прямо с обложки. Сразу бросается в глаза розовый, вроде бы небрежный, даже случайный мазок кисти художника. Он зацепился за синий прямоугольник с именами авторов (фотохудожника и поэта) и идет поперек строгого, серо-стального фона. Авторы словно бросают вызов читателям: «Смотрите! Такая непростая, состоящая из диссонансов, контрастов, противоречий современная жизнь!» Читатель должен понять и увидеть, что прошло время одномерных, плоских решений, традиционных видовых фотоальбомов с аккуратной подборкой хрестоматийных стихов «о природе». «Получите наш XXI век, наше III тысячелетие!».