Эта книга удивительным образом заключает в себе множество пространств и голосов. Диалог между ними начинается прямо с обложки. Сразу бросается в глаза розовый, вроде бы небрежный, даже случайный мазок кисти художника. Он зацепился за синий прямоугольник с именами авторов (фотохудожника и поэта) и идет поперек строгого, серо-стального фона. Авторы словно бросают вызов читателям: «Смотрите! Такая непростая, состоящая из диссонансов, контрастов, противоречий современная жизнь!» Читатель должен понять и увидеть, что прошло время одномерных, плоских решений, традиционных видовых фотоальбомов с аккуратной подборкой хрестоматийных стихов «о природе». «Получите наш XXI век, наше III тысячелетие!».

Альманах "Тобольск и вся Сибирь", изданный общественным благотворительным фондом "Возрождение Тобольска", стал лауреатом 18-го конкурса "Лучшие книги года", ежегодно проводимого Ассоциацией книгоиздателей России "АСКИ", в номинации "Лучшая книга, способствующая развитию регионов России".

 В очередном конкурсе по итогам 2008 года приняли участие 236 издательств и издающих организаций из 41 региона России. На конкурс поступило 855 названий. К оценке книг были привлечены эксперты из Московского государственного университета печати, Московского государственного университета культуры и искусства, Российской государственной библиотеки, Российской государственной детской библиотеки, еженедельника "Книжное обозрение", а также представители организаций - соучредителей конкурса.

    Фотография в первую очередь изобретена для туристов. И не надо спорить – сегодня это уже очевидно. Не одно десятилетие именно эта непоседливая часть народонаселения скупает львиную долю фотоплёнок и карточек памяти, различных фотоаппаратов от простеньких мыльниц до снабжённых электронным интеллектом зеркалок, батареек, ремешков и сумок для переноски своего фотобарахла, обеспечивая процветание всяческих «кодаков», «никонов» и проч.

     На изображения, запечатлённые шустрыми фоторепортёрами или арт-фотографами, взгляд современника тоже натыкается, бывает, но наш мир всё равно представляется обывателю в основном таким, каким он выглядит на появляющихся ежегодно миллиардах туристических снимков. И как на это ни реагируй, дорогой коллега, хоть надуйся от важности и сделай вид, что тебя, мастера-профессионала, эти снимки не касаются, хоть облейся горючими слезами, но океан туристических фото беспардонно захлёстывает, стараясь размыть коллекции наших выстраданных шедевров, топит их, теснит не умением, но числом.

     Всего-то сто семьдесят лет назад первые фотографы гробили своё здоровье, проявляя посеребренные пластинки дагерротипов над парами ртути, создавая единичные чудеса. Сто двадцать лет тому назад фирма «Кодак» провозгласила: «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное!» С тех пор стало неумолимо расти число «нажимателей», синхронно рос и поток фотографических изображений из мест дальних и не очень.

     На рубеже нашего века, когда туристом стал каждый второй житель Земли, а массовая фотография стала цифровой и ёмкие флешки сняли ограничение на количество «фоток», рефлекс нажатия на кнопочку указательным пальцем развился настолько, что палец, кажется, производит привычное движение самостоятельно, без сигнала из головного мозга. Сегодня даже создалось впечатление, будто туристические фото научились размножаться сами, как инфузории-туфельки, и вообще обходятся без участия людей в этом процессе. Всё! Пора остановиться наконец, обдумать и разобраться что же это за феномен – туристическая фотография.

Двойная метафора: Аркадий Елфимов. Ангел Сибири. Павел Кривцов. Ангел вострубил. Альбом / Вст. статья:   Валентин Распутин. Возвращение Тобольска. Тобольск, 2009

      Патриоты своих губерний и благотворители отдельных регионов областей — существа не то чтобы часто встречающиеся в наше время, но численно умножающиеся. Еще больше оптимизма внушает тот факт, что происходят качественные улучшения. Здесь впереди оказалась Сибирь. Она, конечно, не просто губерния и не какой-нибудь один регион. Там, за Уралом, находится целый мир, Сибирская Россия.

     Воистину, неисповедимы пути Господни. Так случилось, что мой собрат по Омскому отделению Союза писателей России, замечательный поэт Юрий Перминов, сообщил мне новость, что в наш город из Тобольска на несколько дней приедет Аркадий Елфимов. Юрий рассказал, что Аркадий Григорьевич является председателем Общественного благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска», генеральным директором издательского проекта «Тобольск и вся Сибирь». Естественно, что я был в какой-то степени заинтригован, ибо вот уже несколько десятилетий читаю студентам филологического факультета Омского госуниверситета курс по истории литературы Сибири, сам пишу статьи и книги о сибирских писателях. Поэтому мне было чрезвычайно интересно встретиться с этим человеком. Ведь несколько столетий назад именно Тобольск являлся своеобразным духовным центром Сибири. Там возник первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». С Тобольском связано не только священное для всех сибиряков имя Ермака, но и творчество сынов русских: