Печать
Категория: Статьи

ПОЧВА И СУДЬБЫ ЛИПОВОЙ АЛЛЕИ

«Тобольск и вся Россия. Дружбы храм священный» – так называется новая книга, подготовленная к изданию Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» в серии «Библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Объёмный сборник статей, очерков, эссе, стихотворений, репродукций картин, художественных фоторабот и прочих материальных свидетельств российской культуры, истории, государственности представляет собой мозаичный образ нашей общей Родины, развёрнутый в пространственно-временных координатах. А объединяет авторов книги, что все они, в течение нескольких лет, стали «соавторами» создания в Тобольске мемориальной липовой рощи, заложенной по замыслу председателя фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова классиком русской литературы Валентином Григорьевичем Распутиным.

 

Художник, прежде чем писать картину, готовит для неё основу, подбирает подрамник, аккуратно натягивает на него холст, тщательно грунтует ткань, просушивает её, выдерживая по времени, и только потом приступает к созданию самого зримого изображения. Мазок за мазком краски наносятся на подготовленную поверхность холста, и, постепенно, сначала начинают угадываться очертания, вот уже можно разглядеть объём и глубину изображаемого пространства, терпеливо прописываются детали… и постепенно творец являет нам единый художественный образ, пробуждающий некие воспоминания, ощущения, мысли, ассоциации.

Книга эта чем-то напоминает картину, которая постепенно складывается из дум и помыслов разных людей, привносящих в неё что-то своё, личностное, индивидуальное, но в целом воссоздаёт в воображении образ нашей Родины, нашей России, мысли и чаяния многих людей об её судьбе, об укреплении её богатства и могущества.

Собственно сама парковая культура, традиция сажать именные деревья сложилась ещё в библейские времена. И за каждым таким деревом, в данном случае за липкой, стоит конкретный человек, его конкретные думы и помыслы относительно того или иного события, того или иного мгновения истории. Мгновение это может заключать в себя и десятки, и сотни лет, для вечности оно всё равно остаётся мгновением. Вот как говорит об этом искусствовед, историк архитектуры Мария Нащокина: «Посадив молоденький саженец, человек как бы передает частицу своей созидательной воли в будущее, участвуя в его построении – это возможность реального со-творчества, соучастия в деле Творца».

От первого дерева в липовой роще, от самой первой главы книги, закладывается в этом проявляющемся образе надёжный «грунт». Исторический очерк Валентина Григорьевича Распутина «Возвращение Тобольска», как бы закладывает почву для огромного полотна, которое штрих за штрихом являет впоследствии нам образ России, почву живительную и плодородную, для новых всходов. Распутин убеждён – наши корни в преемственности национальных традиций и устоев, которые передаются с материнским молоком из поколения в поколение, которые нужно бережно и терпеливо беречь и развивать. Именно простые люди, подобные распутинским героям, помнят, что есть в нашей жизни неизбывные аксиомы как добро и честь, совесть и справедливость, которые определяют бытие, уравновешивать сегодняшнюю несбалансированную реальность мира простыми и вечными человеческими ценностями. Не об этой ли сбалансированности говорит он, обращая свои слова конкретно к Тобольску: «Этот величественный исток полунощной страны, уходящей в поднебесную бесконечность, до сих пор для впечатлительных душ кажется таинственным, а что говорить о тех, кто всматривался туда, в эти широко распахнутые и таинственные ворота три-четыре столетия назад. До Бога высоко, до царя далеко… Но Тобольск сумел встать так удачно, что и до царя оказалось ближе, и до Бога ниже».

От Ермака до Тобольска-Лодейного, и далее – до нынешнего кремля, построенного по гениальному замыслу Семёна Ремезова… от угличского колокола до декабристов и Достоевского, и далее – до ссыльных Романовых… от 90-х годов ХХ столетия до нынешних дней… – стоит Тобольск, названный патриархом всея Руси Алексием II «третьим после Москвы и Петербурга духовным центром России».

О том же говорит фотохудожник Павел Кривцов: «В Тобольске сильнее, чем где-нибудь в другом месте ощущаешь присутствие святого Духа… Здесь, в Тобольске я очень сильно ощущал дух России…». Вот она благодатная почва, основа для взращивания всего русского, российского. Живёт и дышит тобольская история и в строках других авторов книги и липок в мемориальном парке, заложенном Валентином Григорьевичем. А вместе с тобольской историей, живёт и дышит здесь неотъемлемо история России. Вот скульптор Михаил Владимирович Переяславец, исполнивший для Тобольска памятник неутомимому исследователю Тобольского Севера А.А. Дунину-Горкавичу, памятники – поэту-сказочнику П.П. Ершову, писателю Ф.М. Достоевскому… Он тоже «автор» одной из первых липок. Или – как бы продолжая разговор об истории уже «большой» России – звучит рассказ об его отце Владимире Ивановиче – сызмальства бездомном мальчишке, потом – пытливом юноше, волею судеб – лётчике, участнике Великой Отечественной войны, позже большом русском художнике. Он тоже посадит свою липу в этой мемориальной роще, немного позже.

Однако, как совершено справедливо и точно подметила Ирина Евтихеева из Томска, «культурный слой (собственно «грунт», прим. – С.Ф.) все более истончается, он, будто вырезается начисто невидимым острым ножом». И не случайно ей дальше приведен факт, что средняя зарплата работников культуры Томской области со всеми премиями сегодня составляет всего-навсего чуть более 5 тысяч рублей. И думается, что такое нищенское существование культуры не в одной только Томской области. А модные нынче разговоры о «самоокупаемости культуры» сродни по смыслу с разговорами о «самоокучивании картошки». С этим трудно не согласиться, сегодня, на примере той же Украины, мы совершенно однозначно видим, если в государстве «нет культуры – нет и народа». Или более «оптимистично», словами писателя Юрия Козлова: «Народ живёт, пока живёт и развивается его язык. Власть, не понимающая сакрального смысла слова, глубинной сути «некоммерческой» литературы лишает себя не только опоры в обществе, но и будущего». Однако, как заметил заместитель главного редактора газеты «Завтра» Адрей Фефелов: «Мы сами втаптываем в грязь свои сокровища… С потрясающей легкостью предаем скопленные веками духовно-плодородные слои родной земли, развеиваем по ветру «прану истории».

Родная земля, Родина, родная история, её «прана» – дыхание… что может стать крепче и надёжнее для основы нашего сегодняшнего дня. Для почвы, из которой будут проклёвываться ростки будущего. Если вернуться к живописи, грунт – основа. Его не видно на картине, но без него контуры, краски, цвета нашего сегодняшнего видения мира – недолговечны, бренны, они в скором времени непременно потускнеют. Так и история – это, прежде всего, прочный грунт, прочная почва для наших дел и помыслов, нашей сегодняшней и завтрашней реальности. Но если её не оберегать, не подпитывать постоянно живительной влагой памяти, то скоро, даже скорее чем мы можем это себе представить, превратиться она в безжизненный песок пустыни, где ничего не растёт и вряд ли уже когда-то вырастет.

 

Не потому ли столь ценны для нас, для нашего будущего бытия те самые фрагменты живой человеческой памяти, укоренённые здесь на века с этими липами. Не потому ли, с деревьями этими, как и с людьми, можно разговаривать, точнее, слушать и слышать их веяние, дыхание, негромкий шелест. Они о многом могут рассказать человеку, умеющему слушать и слышать. И здесь, в парке, среди этих липок, каждый рассказ – это не что иное, как новый штрих, вносимый «автором» очередной липки в один общий образ Тобольска, Сибири, России.

Вот липка первого редактора альманаха «Тобольск и вся Сибирь», писателя Юрия Лощица. Представляю, как он стоит на мысу у обелиска «Покорителю Сибири Ермаку» с думами о Сибири, которая для него, как и для всякого русича дошедшего сюда из-за Урала открывается сибирскими «реками и волоками». Собственно, как и для самого Ермака Тимофеевича с сотоварищи, поднявшихся к водораздельным местам на Урале, а далее помчавших вниз «как на санках» по бескрайним сибирским просторам: «Тагил, Тура, Тобол…Только успевай запоминать новые имена». Равно, как и его же думы собственно о самом «покорении» Сибири, когда покоряемые сами порой приходили к покорителю и просили «покорить» их. Иными словами, защитить от непомерной дани, которой облагали их собственные ли князья, джунгары ли. И все нынешние разговоры в иную сторону на нынешних российских, сибирских окраинах – о «независимости» и возжелании своего «азиатского» выбора, на самом деле могут обернуться для них тем же, что и выбор европейский для бывших республик СССР. Нищенским существованием на правах приживалки у сытой, богатой, лицемерной Европы. Но, не ведают что творят, потому как слепы сегодня и глухи к голосу разума, потому как историю забыли, не помнят. Или не хотят помнить. Опять же мысли-предупреждения Лощица: «…не дай Бог сибирякам дождаться предательского безволия Москвы, направо и налево швыряющей «суверенитетами». И это про сегодня, и это про сейчас… И это здесь в Сибири, в Тобольске.

Наверное, оттого красной нитью звучит в эссе доктора филологических наук Сергея Небольсина признание: «…если к Ермаку попадаешь только под конец жизни… Тут тоже хоть задним числом, но нащупываешь важное». Или иначе, словами писателя Михаила Тарковского: «Плотность и концентрация прошлого здесь небывалая и какая-то ненатужная. Дух места явственен». Но чтобы это прочувствовать, нужно до этого места (понимания, осознания) дойти, своими ли ногами, своим ли умом… А покуда для многих из нас, как и Китеж, по словам писателя из Пскова Игоря Смолькина: «Цел град, но невидим». Не в том ли парадокс и Китежа, и Тобольска, что Дух их явственен, но град – невидим? И чтобы увидеть, ощутить – нужно дойти «к Ермаку», усилия приложить нужно.

Невольно вспоминаются Шукшинские чтения, где взвозят высоких гостей на шукшинский Пикет на автобусе, а чтобы своими ногами, по зелёной траве – слабо? Потому и звучат, порой, столь легковесно с высокой сцены на Пикете слова о Василии Макаровиче, потому и, трудно не согласиться сегодня с журналистом Валерием Белобородовым нередко история, «и без того заметно обедневшая, упрощается для удобства потребителя, чтобы не перегружать его лишними подробностями, до набора брендов...». Явление того же порядка – и застрой Подгорной части Тобольска, о котором с болью говорит бывший главный архитектор города Алексей Белоусов: «Пример вновь отстроенных жилых кварталов по ул. Р. Люксембург с их многочисленными башенками и кирпичным разноцветьем красноречиво показывает, что те, кто проектируют и строят в Подгоре Тобольска, её исторического духа не чувствуют». И на фоне этого особенно ценно понимание Евгения Куйвашева, бывшего мэра Тобольска, ныне заместителя полномочного представителя президента в Уральском ФО – того, что «прежде чем принять какое-то решение… постоянно нужно залезать в историю, дабы… дух исторического Тобольска не потерял смысл». Думаю, если бы все местные руководители руководствовались этим при принятии решений, не было бы у нас ни переписывание истории в угоду вновь приходящим к власти, ни распродажи её лубочными брендами, ни кичливых, уродливых замков ново-самопровозглашенной элиты.

И как надежда, возникает мысль, что и сегодня и в Сибири, и в России есть еще люди, которые эту историю помнят и знают, которые хранят и воссоздают культуру, язык, формируют облик нашей Родины сегодня.

Историю, как известно, вершат люди. Волею Божией. Вот повествование журналиста Василия Москалюка о двух замечательных людях – отце Андрее и матушке Ольге, тоже посадивших свою липу в тобольской мемориальной аллее. Но прежде построившие замечательный храм в Лесосибирске Красноярского края, равно, как и всё – что образовалось и живёт ныне вокруг этого храма, движимое верой и любовью. «Величаво и торжественно над городом Лесосибирском возвышается Крестовоздвиженский Собор, по праву считающийся украшением православной Сибири. Православная община, в которой более 1000 активных прихожан, стала центром культурной и общественной жизни района». Или вот липы людей, рассказывающих о знаковых, ярких штрихах истории России. Таких, как философ Александр Антонов, повествующий о верности своим убеждениям и стойкости на примере протопопа Аввакума; следователь-криминалист Владимир Соловьев, который в интервью читателям «Московского комсомольца» беспристрастно и честно говорит о новых фактах убийства царской семьи. А разве не заставляет задуматься редкая фотография Иосифа Сталина, датируемая 1941 годом, из архива издателя Владимира Долматова, где Иосиф Виссарионович непривычно задумчив и печален, что совершенно не вяжется с созданным образом вождя всех времён и народов, образом великого генералиссимуса-победителя. И здесь же документальные свидетельства-комментарии к этому фото, рассказывающие о сомнениях и терзаниях Сталина-человека, перед тем, как им было принято решение – Москву не сдавать… И это живая история, а не бренд для ротозеев-туристов.

И ещё не один десяток говорящих лип. Разве не сохранением исконного, не созиданием истинных культурных ценностей сегодня заняты величайшие певцы современности Александр Ведерников и Татьяна Петрова, поющие прекрасные народные песни, классические русские романсы. Не случайно совсем истоки своего творчества они черпают, прежде всего, из своих исторических истоков, из той детской памяти о своей малой Родине, о своих родителях. «Рубцова люблю, потому что люблю Вологду. Мои родители приехали на Урал с Вологодчины… Это русский мир, простой и ясный, красивый и мудрый», – вспоминает Татьяна Юрьевна. А вот Александр Филиппович: «Когда мне было 5 или 6 лет, мы с мамой поехали на её родину, в деревню Мокино. Тогда там ещё сохранилась старая церковь, стояла она на возвышении – красивая, белая, издалека видно. Перед входом была огромная плита из камня. Мы встали на неё на колени. И вдруг открываются двери, и я слышу ангельское пение…». Хранителем с большой буквы можно назвать и человека, который всю свою сознательную жизнь посвятил сохранности родного языка. До последней буковки. Я имею ввиду главного «ёфикатора» страны, писателя Виктора Чумакова. То же можно сказать и о людях, занятых сохранением народных промыслов, например, таких как Людмила Бендас и Минсалим Тимергазеев…. И о скульпторах Михаиле Лушникове, Владимире Мокроусове, Валентине Свешникове… В этом же ряду и художники – Фёдор Конюхов, Игорь Лапин, Анатолий Седов, Виталий Зотин, Николай Боцман, Карл Шулунов, Владимир Набоков… И фотохудожники – Виктор Ахломов, Евгений Лыков, Сергей Переносенко… Писатели – Валентин Курбатов, Евгений Семичев, Геннадий Иванов, Виктор Кирюшин, Юрий Перминов, Владимир Скиф, Михаил Чванов…

По словам Геннадия Иванова: «Нам надо уважать своё. Знать своё. Любить своё. Талантов у нас много. Надо на них властям опираться, понимать это крепко. Тогда будет возрождение не только Тобольска, но всей России».

Вот такой липовый парк. Сейчас в нем уже 150 деревьев. И, несомненно, в ближайшем будущем появятся новые люди, которое внесут свои новые штрихи в образ нашей России. Начатое – да продолжится!

 

В связи с этим очень символичен вопрос Павла Елфимова, посадившего свою липу вместе с братом Петром в день своего 8-летия: «Интересно, какой будет наша липа через 10 лет, когда мне исполнится 18?..». Каким оно будет наше будущее, которое мы с вами закладываем сегодня?