Дорогие друзья!
Совсем недавно фондом "Возрождение Тобольска" была издана уникальная книга "Омск-300" в честь 300 летнего юбилея города Омска. 
Мы продолжаем получать Ваши отзывы и комментарии, которые очень значимы для нас. Для ознакомления публикуемВам один из отзывов на данное издание

Первые триста лет

Кто-то из мудрых сказал в свое время, что планета наша плохо приспособлена для жизни человека, и чтобы выжить и жить на ней «по-человечески» приходится прилагать немало усилий. Мне трудно судить, сколько усилий прилагали и прилагают к этому жители благословенных полуденных стран, но все-таки прилагали, поскольку, например, знаменитый поэт Овидий Назон, сосланный императором из Рима в Молдавию, в письмах своих писал о том, что жизнь в этих краях в принципе невозможна, поскольку лоза здесь плохо плодоносит, а зимой вино замерзает в сосудах.

Что ж, у каждого своя судьба, свои трудности, определенные временем и историей. Нашему народу выпала другая планида: каждый из нас знает, чего стоило освоение Сибири, Крайнего Севера и других краев, которые вот уж никак не назовешь благословенными, где короткое лето есть «карикатура южных зим». Все эти мысли возникли у меня после углубления в материалы замечательного сборника «Омск - 300 лет», выпущенного в 2016 году к знаменательному юбилею нашего города (благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», редактор-составитель Ю.П. Перминов).

Я недаром сказал «по мере углубления», поскольку прочитать с наскока эту книгу невозможно – это не просто сборник материалов по истории нашего города, это любовно собранная мозаика документов, фактов, портретов людей, много сделавших для становления и развития Омска, это страницы прошлого города, ранее недоступные читателю («колчаковский» период, очерк о православной основе этого сибирского города, подборка архивных снимков), это яркий, объемный и полноцветный портрет современного Омска, украшенный прекрасными стихами наших земляков и тех, для кого он стал родным.

Я родился и вырос в Омске, поэтому каждая статья этой книги для меня есть путешествие в страну детства, в город, который много лет уже жил только в моем воображении, и сейчас эта самая мозаика вдруг сложилась для меня в цельную картину, в подробный рассказ о том, как мой город, десятилетиями цепляясь за негостеприимные берега двух сибирских рек превращался из форштата, крепости в место поселения людей, приехавших сюда всерьез и надолго, чтобы крепить могущество России, которое, по словам Ломоносова, «прирастать Сибирью» должно. Никто, конечно, таких высоких слов про могущество не говорил, но жизнь многих поколений омичей тому пример, и жизнь этих поколений отчетливо прослеживается в книге. Здесь и князь Гагарин, и полководец Бухгольц, и строитель знаменитого моста через Иртыш инженер Н.А. Белолюбский, и первый губернатор Омской области Л.К. Полежаев, и первый директор Нефтезавода А.М. Малунцев.

К тем людям, которые приехали сюда «всерьез и надолго», я отношу и своих предков, которые в начале прошлого века приехали сюда с Украины и , что называется, в чистом поле стали строить дом, укрепляя тем самым могущество державы.

Помнится, мы, мальчишками, собирали сведения о знаменитых наших земляках. Нас несколько обижало то, что некоторые расшифровывали само название города так: Отдаленное Место Ссылки Каторжников. К тому вроде были основания: здесь отбывал заключение великий Достоевский, до него тут томились декабристы, а после социалисты и т.д. Но какой же гордостью нас наполняло то, что в Омске родился сам Врубель – мимо его дома во дворе Пушкинской библиотеки мы ходили, спрямляя путь в центр города. Понятное дело, очень популярным был тогда у нас поэт Леонид Мартынов; мы не очень знали творчество композитора Виссариона Шебалина, но тоже включали его в копилку омских драгоценностей. Там же был, к сожалению, нам, пацанам совершенно тогда неизвестный поэт Иннокентий Анненский. Были и многие другие наши земляки. Не афишируя, мы гордились и Колчаком, который на время сделал наш город Белой столицей. В Омском театре начинали свою карьеру известные артисты Михаил Ульянов и Владислав Дворжецкий (ах, о знаменитом этом театре можно было бы и побольше рассказать!). К землякам мы относили и Роберта Рождественского , жившего неподалеку от нас в годы войны («Тогда мы жили в Омске, Там в сорок втором году, В весну мы радовались не цветам, А рассыпному толокну»).

В начале 50-х годов в печати стали появляться статьи о «третьем Баку», в них писалось, что на севере Омской области (тогда Тюменская область еще не выделилась из Омской) обнаружены большие запасы нефти, и этот регион станет нефтяной кладовой страны. Мы гордились этим, и строительство нефтезавода, крупнейшего в Европе, выдвигало наш город в число самых-самых! Рассказ о создании этого гиганта, я напишу с большой буквы Нефтезавода, является одним из лучших в юбилейной книге об Омске.

В моей детской памяти город сохранился пыльным, совершенно без зелени, с плохими дорогами, с деревянными тротуарами (фотографии старого Омска, помещенные в книге подтверждают это). Летом степные ветры гоняли по улицам облака пыли и копоти от огромных заводов, построенных в годы войны, и спрятаться от них было невозможно. Через много лет (это было уже в 70-х годах) я прочел в какой-то из газет, что город Омск в социалистическом соревновании городов России занял первое место по озеленению. Я несколько удивился, но благо журналистские дела вскоре после этого занесли меня в родные места, и я был несказанно удивлен увиденным. Город, действительно преобразился. Понятно, с каким чувством читал я статью известного краеведа Виктора Кочедамова, названную незатейливо «Озеленение Омска. Да её надо было называть как-нибудь «Преображение степи» или «Подвиг на диком бреге Иртыше» и т.д. Ну, это, конечно, журналистские примочки, но не в этом дело. Жаль в статье (она написана в 1960 году) ничего не сказано о великом служении Омску Александра Дмитриевича Кизюрина, который еще до революции получив образование в Европе (Чехия, Германия), на родине воплощал свои идеи в жизнь. В Омске он вывел сорта стелющихся морозостойких яблонь, всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы Омск был не просто зеленой, но и фруктовой столицей Сибири. Но материал о нем будет вероятно в следущем юбилейном томе.

В тот же приезд я отправился с сестрой на ее дачный участок и поразился еще больше – там росли розы и гладиолусы, вишни и яблони с крупными плодами; в послевоенные годы у нас были ранетки - «сто штук в стакане». Конечно, лоза пока здесь не растет, но из яблок этих малорослых кизюринских малорослых яблонь получается прекрасное вино, которое на морозе не замерзает, поскольку люди, пришедшие сюда всерьез и надолго, сумели обустроить эту землю и сделать ее теплой и плодородной.

И статей, подобных кочедамовской, рассказывающих о преображении Омска, в сборнике много. Со сдержанной гордостью рассказывают многие авторы о восстановлении старинных храмов, крепостных сооружений, объектов культурного наследия (И. Дамаскин, Ю. Перминов, Ф. Букреева, А. Лосунов, Л. Трубицина, И. Никеева и др.).

А каков дореволюционный Омск в фотографиях и воспоминаниях!

А сколько нового мы узнали о сокровищах музеев Омска!

А кто из нас знал, как Колчак стал верховным правителем России?

А знаменитый на весь мир Омский русский народный хор! Мы знали его и гордились им, но кому известен подвиг человека, создавшего его - Г.Н. Пантюкова?

Украшением города всегда был Омский драматический театр. Мы гордились его архитектурой, но, оказывается, вклад его артистов в творческую сокровищницу России сопоставим со сказочной красотой его здания.

Все это есть в сборнике, и каждая страница его, каждая фотография, любовно подобранная составителями, расставили все по своим местам в трехсотлетней истории города .

Первые его триста лет оказались весьма насыщенными, и об этом красноречиво говорят все девятьсот страниц прекрасного юбилейного сборника.

 

Разумеется, в рамках одной книги невозможно отразить деятельность крестьян и рабочих, казаков и чиновников, строителей и железнодорожников, речников и авиаторов, нефтехимиков и создателей ракет, тех, кто своим трудом создавал славу нашего города, так что, вспоминая «отцов города» и других руководителей, мы непременно должны иметь в виду и их добросовестный труд, который был и есть основа могущества города, края и всей страны. Застолбив таким образом место для моих прадедов в будущем юбилейном издании, я хочу отдать должное тем авторам, которые сделали настоящую книгу яркой, интересной, богатой по содержанию и броской по оформлению.

 

Иван Петров, Лариса Пономарева, Юрий Перминов, Ирина Девятьярова, Алексей Сорокин, Владимир Чирков, Евгений Евсеев, Людмила Чебоксарова, Владимир Захаров... Надо бы перечислять всех, но ведь в почти 900-страничном фолианте десятки и десятки авторов, ярких, талантливых, высокопрофессиональных: поэтов, художников, фотомастеров, собирателей старины и т.д. И тут как бы не забыть сказать самые теплые слова в адрес оформителя книг Г.И. Метченко – прекрасная получилась работа!

Ну, и конечно, Юрий Петрович Перминов . Инициатор выпуска альманаха. Журналист, писатель, поэт, автор многих публикаций в этом сборнике. Но мы отметим его выдающуюся роль, как редактора-составителя. Обработать тысячи страниц текста, перелопатить сотни фотографий, выстроить все в стилевом единстве – это под силу немногим. У Юрия Петровича это получилось – факт, что называется налицо.

 

После того, как я закрыл последнюю обложку альманаха, я понял, что мы получили в подарок прекрасный том энциклопедического характера – очередной том энциклопедии Сибири, которую издают энтузиасты, возглавляемые тобольским предпринимателем Аркадием Григорьевичем Елфимовым... Мне довелось видеть их работы, посвященные Тобольску, Якутску, теперь вот – Омску, и я с полной ответственностью говорю о том, что грандиозный проект Елфимова - Перминова, который поддерживают местные власти (в нашем случае правительство Омской области) - это явление большого гражданского значения. Спасибо им.

 

Ну, и ложка дегтя. Тираж этого уникального издания 1000 экземпляров. Одна тысяча! Что же это такое для миллионного города, для массового читателя? Ровным счетом - ноль. Раздали авторам, героям и родственникам героев публикаций, оформителям, на презентации гостям высокопоставленным, да и местным чиновникам – вот, собственно, и все! По сути дела, никто из простых жителей Омска и не знает о выходе этого замечательного издания. И резонанс от его выхода в узком кругу получателей заветных экземпляров уляжется очень скоро. А «омская диаспора», то есть те люди, которые родившись в Омске, понесли сибирский дух по стране? А их родственники, которые помнят город на Оми и твердо знают, что в переводе слово «ностальгия» означает не просто печаль и тоску а только – тоску по родине.

Эти мысли пришли ко мне после одной знаменательной встречи в Москве. Мой давний друг авиационный инженер-конструктор М.В. Липгарт, увидев у меня подарочный фолиант, стал перелистывать его и увидел репродукцию портрета М.Э. Липгарт, помещенную в книге, а потом и фото с ее тюремного личного дела (стр. 428 и 429) Сам Михаил Вадимович гордится своим родом, его дядя, например, считается создателем советского послевоенного автомобиля «Победа» и встреча еще с одним представителем его рода взволновала его. Он попросил у меня на время книгу (я ему ее естественно, не дал, и ему пришлось переписывать из нее все, что его интересовало и спрашивать у меня пути, как ему достать эту книгу. Столь же естественно и то, что я сказал, что ему ее не достать ни за что...

Перечитывая после него статью, я наткнулся на еще одну фамилию, заинтересовавшую меня: Ковлер. Я тут же позвонил главному редактору журнала «Чудеса и приключения» И. Г. Ковлеру и спросил, не было ли в его семье людей, связанных с Омском. Он записал все, что я вычитал в нашей книге (стр 426 – 427), и через какое-то время он дал знать, что я попал в точку.

Следует думать, что это не я попал в точку, а авторы и составители столь уникального произведения, которые подняли пласты истории, и гул от этих передвигаемых пластов будет немалым. Но беда в том, что услышат его только авторы, чиновники... (см. выше) и все.

Я все понимаю про сложности с финансированием, еще большие сложности с распространением (проходили!), но одно дело, когда с этими проблемами сталкивается современный автор, а другое, когда сразу же на второй странице объявлено, что в издании принимает участие правительство Омской области. У него-то, наверное, возможностей больше. Может, им стоит об этом напомнить? А то может случиться, что получив в подарок книги, там успокоились, полагая, что дело сделано. Но ведь получается, что это гласность для своих...

Сомнений в том, что книга эта будет востребованной нет ни малейших. Но она-то того стоит. Правда, омичи?

 

Юрий Остапенко,
один из авторов книги «Омск. 300»,

член Союза писателей России.

 

Остапенко Юрий Андреевич

Родился 9 ноября 1937 г. в г. Омске. В 1944 г. пошёл учиться в железнодорожную школу № 5, аттестат зрелости получил в школе № 37 им. И.В. Сталина.

Жил с семьёй в Алма-Ате, в 1955 г. вернулся в Омск. Оттуда в 1956 г. был призван в армию, служил в авиации на Дальнем Востоке. После демобилизации поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации, учился заочно, работал на авиаремонтном заводе № 405 в Алма-Ате. Много позже, там же, окончил факультет журналистики, и с 1966 г. работал в газетах, преимущественно авиационных. В 1968 г. министерством гражданской авиации был направлен в Якутск, где возглавлял редакцию газеты «Северная трасса». В 1978 г. переведён в Москву заместителем главного редактора всесоюзной газеты «Воздушный транспорт». После её ликвидации в 1991 г. стал главным редактором журнала «Самолёт». Автор 14 книг, в числе которых «Вожди и самолёты», «Преодоление невозможного» (о министре авиационной промышленности СССР П.В. Дементьеве), «Цель его жизни» (об авиаконструкторе А.С. Яковлеве), «Ракетой сверкнувшая жизнь» (о создателе крылатых ракет конструкторе А.Я. Березняке), «Три загадки Сигизмунда Леваневского», «Странный человек с планеты Термен» (об изобретателе и разведчике Л.С. Термене) и др. Живёт в Москве.